Тип занятия: изучение нового материала.
Учебно-воспитательные задачи:
- научить учащихся применять метод интегрирования подстановкой;
- продолжать формировать умения и навыки применения интегрирования функций;
- продолжать формировать интерес к математике посредством решения задач;
- воспитывать осознанное отношение к процессу обучения, прививать чувство ответственности за качество знаний, осуществлять самоконтроль за процессом решения и оформления упражнений;
- напоминать, что только осознанное применение алгоритмов вычисления неопределенного интеграла позволит учащимся качественно усвоить изучаемую тему.
Обеспечение занятия:
- таблица основных формул интегрирования;
- карточки-задания для проверочной работы.
Студент должен знать: алгоритм вычисления неопределенного интеграла методом подстановки.
Студент должен уметь: применять полученные знания к вычислению неопределенных интегралов.
Мотивация познавательной деятельности студентов.
Преподаватель сообщает, что кроме метода непосредственного интегрирования существуют и другие методы вычисления неопределенных интегралов, одним из которых является метод подстановки. Это наиболее распространенный метод интегрирования сложной функции, состоящий в преобразовании интеграла с помощью перехода к другой переменной интегрирования.
Ход занятия
I . Организационный момент.
II . Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
III . Повторение опорных знаний учащихся.
1) Повторить таблицу основных формул интегрирования.
2) Повторить в чем заключается метод непосредственного интегрирования.
Непосредственным интегрированием называется такой способ интегрирования, при котором данный интеграл путем тождественных преобразований подынтегральной функции и применения свойств неопределенного интеграла приводится к одному или нескольким табличным интегралам.
IV . Изучение нового материала.
Вычислить заданный интеграл непосредственным интегрированием удается далеко не всегда, а иногда это связано с большими трудностями. В этих случаях применяют другие приемы. Одним из наиболее эффективных приемов является метод подстановки или замены переменной интегрирования. Сущность этого метода заключается в том, что путем введения новой переменной интегрирования удается свести заданный интеграл к новому интегралу, который сравнительно легко берется непосредственно. Если после замены переменной интеграл стал проще, то цель подстановки достигнута. В основе интегрирования методом подстановки лежит формула
Рассмотрим этот метод.
Алгоритм вычисления неопределенного интеграла методом подстановки:
- Определяют, к какому табличному интегралу приводится данный интеграл (предварительно преобразовав подынтегральное выражение, если нужно).
- Определяют, какую часть подынтегральной функции заменить новой переменной, и записывают эту замену.
- Находят дифференциалы обеих частей записи и выражают дифференциал старой переменной (или выражение, содержащее этот дифференциал) через дифференциал новой переменной.
- Производят замену под интегралом.
- Находят полученный интеграл.
- В результате производят обратную замену, т.е. переходят к старой переменной. Результат полезно проверять дифференцированием.
Рассмотрим примеры.
Примеры. Найти интегралы:
1) )4
Введем подстановку:
Дифференцируя это равенство, имеем:
V . Применение знаний при решении типовых примеров.
VI . Самостоятельное применение знаний, умений и навыков.
Вариант 1
Найти интегралы:
Вариант 2
Найти интегралы:
VII . Подведение итогов занятия.
VIII . Домашнее задание:
Г.Н. Яковлев, часть 1, §13.2, п.2, №13.13 (1,4,5), 13.15 (1,2,3)
На данном уроке мы познакомимся с одним из самых важных и наиболее распространенных приемов, который применяется в ходе решения неопределенных интегралов – методом замены переменной. Для успешного освоения материала требуются начальные знания и навыки интегрирования. Если есть ощущение пустого полного чайника в интегральном исчислении, то сначала следует ознакомиться с материалом , где я объяснил в доступной форме, что такое интеграл и подробно разобрал базовые примеры для начинающих.
Технически метод замены переменной в неопределенном интеграле реализуется двумя способами:
– Подведение функции под знак дифференциала
;
– Собственно замена переменной
.
По сути дела, это одно и то же, но оформление решения выглядит по-разному.
Начнем с более простого случая.
Подведение функции под знак дифференциала
На уроке Неопределенный интеграл. Примеры решений
мы научились раскрывать дифференциал, напоминаю пример, который я приводил:
То есть, раскрыть дифференциал – это формально почти то же самое, что найти производную.
Пример 1
Выполнить проверку.
Смотрим на таблицу интегралов и находим похожую формулу: . Но проблема заключается в том, что у нас под синусом не просто буковка «икс», а сложное выражение. Что делать?
Подводим функцию под знак дифференциала:
Раскрывая дифференциал, легко проверить, что:
Фактически и – это запись одного и того же.
Но, тем не менее, остался вопрос, а как мы пришли к мысли, что на первом шаге нужно записать наш интеграл именно так: ? Почему так, а не иначе?
Формула (и все другие табличные формулы) справедливы и применимы НЕ ТОЛЬКО для переменной , но и для любого сложного выражения ЛИШЬ БЫ АРГУМЕНТ ФУНКЦИИ ( – в нашем примере) И ВЫРАЖЕНИЕ ПОД ЗНАКОМ ДИФФЕРЕНЦИАЛА БЫЛИ ОДИНАКОВЫМИ .
Поэтому мысленное рассуждение при решении должно складываться примерно так: «Мне надо решить интеграл . Я посмотрел в таблицу и нашел похожую формулу . Но у меня сложный аргумент и формулой я сразу воспользоваться не могу. Однако если мне удастся получить и под знаком дифференциала, то всё будет нормально. Если я запишу , тогда . Но в исходном интеграле множителя-тройки нет, поэтому, чтобы подынтегральная функция не изменилась, мне надо ее домножить на ». В ходе примерно таких мысленных рассуждений и рождается запись:
Теперь можно пользоваться табличной формулой :
Готово
Единственное отличие, у нас не буква «икс», а сложное выражение .
Выполним проверку. Открываем таблицу производных и дифференцируем ответ:
Получена исходная подынтегральная функция, значит, интеграл найден правильно.
Обратите внимание, что в ходе проверки мы использовали правило дифференцирования сложной функции . По сути дела подведение функции под знак дифференциала и – это два взаимно обратных правила .
Пример 2
Анализируем подынтегральную функцию. Здесь у нас дробь, причем в знаменателе линейная функция (с «иксом» в первой степени). Смотрим в таблицу интегралов и находим наиболее похожую вещь: .
Подводим функцию под знак дифференциала:
Те, кому трудно сразу сообразить, на какую дробь нужно домножать, могут быстренько на черновике раскрыть дифференциал: . Ага, получается , значит, чтобы ничего не изменилось, мне надо домножить интеграл на .
Далее используем табличную формулу :
Проверка:
Получена исходная подынтегральная функция, значит, интеграл найден правильно.
Пример 3
Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку.
Пример 4
Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку.
Это пример для самостоятельного решения. Ответ в конце урока.
При определенном опыте решения интегралов, подобные примеры будут казаться лёгкими, и щелкаться как орехи:
В конце данного параграфа хотелось бы еще остановиться на «халявном» случае, когда в линейной функции переменная входит с единичным коэффициентом, например:
Строго говоря, решение должно выглядеть так:
Как видите, подведение функции под знак дифференциала прошло «безболезненно», без всяких домножений. Поэтому на практике таким длинным решением часто пренебрегают и сразу записывают, что . Но будьте готовы при необходимости объяснить преподавателю, как Вы решали! Поскольку интеграла в таблице вообще-то нет.
Метод замены переменной в неопределенном интеграле
Переходим к рассмотрению общего случая – метода замены переменных в неопределенном интеграле.
Пример 5
Найти неопределенный интеграл.
В качестве примера я взял интеграл, который мы рассматривали в самом начале урока. Как мы уже говорили, для решения интеграла нам приглянулась табличная формула , и всё дело хотелось бы свести к ней.
Идея метода замены состоит в том, чтобы сложное выражение (или некоторую функцию) заменить одной буквой
.
В данном случае напрашивается:
Вторая по популярности буква для замены – это буква .
В принципе, можно использовать и другие буквы, но мы всё-таки будем придерживаться традиций.
Итак:
Но при замене у нас остаётся ! Наверное, многие догадались, что если осуществляется переход к новой переменной , то в новом интеграле всё должно быть выражено через букву , и дифференциалу там совсем не место.
Следует логичный вывод, что нужно превратить в некоторое выражение, которое зависит только от
.
Действие следующее. После того, как мы подобрали замену, в данном примере, , нам нужно найти дифференциал . С дифференциалами, думаю, дружба уже у всех налажена.
Так как , то
После разборок с дифференциалом окончательный результат рекомендую переписать максимально коротко:
Теперь по правилам пропорции выражаем нужный нам :
В итоге:
Таким образом:
А это уже самый что ни на есть табличный интеграл (таблица интегралов , естественно, справедлива и для переменной ).
В заключении осталось провести обратную замену. Вспоминаем, что .
Готово.
Чистовое оформление рассмотренного примера должно выглядеть примерно так:
“
Проведем замену:
“
Значок не несет никакого математического смысла, он обозначает, что мы прервали решение для промежуточных объяснений.
При оформлении примера в тетради надстрочную пометку обратной замены лучше выполнять простым карандашом.
Внимание! В следующих примерах нахождение дифференциала расписываться подробно не будет.
А теперь самое время вспомнить первый способ решения:
В чем разница? Принципиальной разницы нет. Это фактически одно и то же. Но с точки зрения оформления задания метод подведения функции под знак дифференциала – гораздо короче .
Возникает вопрос. Если первый способ короче, то зачем тогда использовать метод замены? Дело в том, что для ряда интегралов не так-то просто «подогнать» функцию под знак дифференциала.
Пример 6
Найти неопределенный интеграл.
Проведем замену: (другую замену здесь трудно придумать)
Как видите, в результате замены исходный интеграл значительно упростился – свёлся к обычной степенной функции. Это и есть цель замены – упростить интеграл .
Ленивые продвинутые люди запросто решат данный интеграл методом подведения функции под знак дифференциала:
Другое дело, что такое решение очевидно далеко не для всех студентов. Кроме того, уже в этом примере использование метода подведения функции под знак дифференциала значительно повышает риск запутаться в решении .
Пример 7
Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку.
Пример 8
Найти неопределенный интеграл.
Замена:
Осталось выяснить, во что превратится
Хорошо, мы выразили, но что делать с оставшимся в числителе «иксом»?!
Время от времени в ходе решения интегралов встречается следующий трюк: мы выразим из той же замены !
Пример 9
Найти неопределенный интеграл.
Это пример для самостоятельного решения. Ответ в конце урока.
Пример 10
Найти неопределенный интеграл.
Наверняка некоторые обратили внимание, что в моей справочной таблице нет правила замены переменной. Сделано это сознательно. Правило внесло бы путаницу в объяснение и понимание, поскольку в вышерассмотренных примерах оно не фигурирует в явном виде.
Настало время рассказать об основной предпосылке использования метода замены переменной: в подынтегральном выражении должна находиться некоторая функция и её производная : (функции , могут быть и не в произведении)
В этой связи при нахождении интегралов довольно часто приходится заглядывать в таблицу производных.
В рассматриваемом примере замечаем, что степень числителя на единицу меньше степени знаменателя. В таблице производных находим формулу , которая как раз понижает степень на единицу. А, значит, если обозначить за знаменатель, то велики шансы, что числитель превратится во что-нибудь хорошее.
Замена многочлена или. Здесь - многочлена степени, например, выражение - многочлен степени.
Допустим, у нас есть пример:
Применим метод замены переменной. Как ты думаешь, что нужно принять за? Правильно, .
Уравнение приобретает вид:
Производим обратную замену переменных:
Решим первое уравнение:
Решим второе уравнение:
… Что это означает? Правильно! Что решений не существует.
Таким образом, мы получили два ответа - ; .
Понял как применять метод замены переменной при многочлене? Потренируйся сделать подобное самостоятельно:
Решил? Теперь проверим с тобой основные моменты.
За нужно взять.
Мы получаем выражение:
Решая квадратное уравнение, мы получаем, что имеет два корня: и.
Решением первого квадратного уравнения являются числа и
Решением второго квадратного уравнения - числа и.
Ответ : ; ; ;
Подведем итоги
Метод замены переменной имеет основных типа замен переменных в уравнениях и неравенствах:
1. Степенная замена, когда за мы принимаем какое-то неизвестное, возведенное в степень.
2. Замена многочлена, когда за мы принимаем целое выражение, содержащее неизвестное.
3. Дробно-рациональная замена, когда за мы принимаем какое-либо отношение, содержащее неизвестную переменную.
Важные советы при введении новой переменной:
1. Замену переменных нужно делать сразу, при первой же возможности.
2. Уравнение относительно новой переменно нужно решать до конца и лишь затем возвращаться к старому неизвестному.
3. При возврате к изначальному неизвестному (да и вообще на протяжении всего решения), не забывай проверять корни на ОДЗ.
Новая переменная вводится аналогичным образом, как в уравнениях, так и в неравенствах.
Разберем 3 задачи
Ответы на 3 задачи
1. Пусть, тогда выражение приобретает вид.
Так как, то может быть как положительным, так и отрицательным.
Ответ:
2. Пусть, тогда выражение приобретает вид.
решения нет, так как.
Ответ:
3. Группировкой получаем:
Пусть, тогда выражение приобретает вид
.
Ответ:
ЗАМЕНА ПЕРЕМЕННЫХ. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ.
Замена переменных - это введение нового неизвестного, относительно которого уравнение или неравенство имеет более простой вид.
Перечислю основные типы замен.
Степенная замена
Степенная замена.
Например, с помощью замены биквадратное уравнение приводится к квадратному: .
В неравенствах все аналогично.
Например, в неравенстве сделаем замену, и получим квадратное неравенство: .
Пример (реши самостоятельно):
Решение:
Это дробно-рациональное уравнение (повтори ), но решать его обычным методом (приведение к общему знаменателю) неудобно, так как мы получим уравнение степени, поэтому применяется замена переменных.
Все станет намного проще после замены: . Тогда:
Теперь делаем обратную замену:
Ответ: ; .
Замена многочлена
Замена многочлена или.
Здесь − многочлен степени, т.е. выражение вида
(например, выражение - многочлен степени, то есть).
Чаще всего используется замена квадратного трехчлена: или.
Пример:
Решите уравнение.
Решение:
И опять используется замена переменных.
Тогда уравнение примет вид:
Корни этого квадратного уравнения: и.
Имеем два случая. Сделаем обратную замену для каждого из них:
Значит, это уравнение корней не имеет.
Корни этого уравнения: и.
Ответ. .
Дробно-рациональная замена
Дробно-рациональная замена.
и − многочлены степеней и соответственно.
Например, при решении возвратных уравнений, то есть уравнений вида
обычно используется замена.
Сейчас покажу, как это работает.
Легко проверить, что не является корнем этого уравнения: ведь если подставить в уравнение, получим, что противоречит условию.
Разделим уравнение на:
Перегруппируем:
Теперь делаем замену: .
Прелесть ее в том, что при возведении в квадрат в удвоенном произведении слагаемых сокращается x:
Отсюда следует, что.
Вернемся к нашему уравнению:
Теперь достаточно решить квадратное уравнение и сделать обратную замену.
Пример:
Решите уравнение: .
Решение:
При равенство не выполняется, поэтому. Разделим уравнение на:
Уравнение примет вид:
Его корни:
Произведем обратную замену:
Решим полученные уравнения:
Ответ: ; .
Еще пример:
Решите неравенство.
Решение:
Непосредственной подстановкой убеждаемся, что не входит в решение этого неравенства. Разделим числитель и знаменатель каждой из дробей на:
Теперь очевидна замена переменной: .
Тогда неравенство примет вид:
Используем метод интервалов для нахождения y:
при всех, так как
при всех, так как
Значит, неравенство равносильно следующему:
при всех, так как.
Значит, неравенство равносильно следующему: .
Итак, неравенство оказывается равносильно совокупности:
Ответ: .
Замена переменных - один из важнейших методов решения уравнений и неравенств.
Напоследок дам тебе пару важных советов :
ЗАМЕНА ПЕРЕМЕННЫХ. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ.
Замена переменных - метод решения сложных уравнений и неравенств, который позволяет упростить исходное выражение и привести его к стандартному виду.
Виды замены переменной:
- Степенная замена: за принимается какое-то неизвестное, возведенное в степень - .
- Дробно-рациональная замена: за принимается какое-либо отношение, содержащее неизвестную переменную - , где и - многочлены степеней n и m, соответственно.
- Замена многочлена: за принимается целое выражение, содержащее неизвестное - или, где - многочлен степени.
После решения упрощенного уравнения/неравенства, необходимо произвести обратную замену.
Замена переменной в неопределенном интеграле используется при нахождении интегралов, в которых одна из функций является производной другой функции. Пусть есть интеграл $ \int f(x) dx $, сделаем замену $ x=\phi(t) $. Отметим, что функция $ \phi(t) $ является дифференцируемой, поэтому можно найти $ dx = \phi"(t) dt $.
Теперь подставляем $ \begin{vmatrix} x = \phi(t) \\ dx = \phi"(t) dt \end{vmatrix} $ в интеграл и получаем, что:
$$ \int f(x) dx = \int f(\phi(t)) \cdot \phi"(t) dt $$
Эта и есть формула замены переменной в неопределенном интеграле .
Алгоритм метода замены переменной
Таким образом, если в задаче задан интеграл вида: $$ \int f(\phi(x)) \cdot \phi"(x) dx $$ Целесообразно выполнить замену переменной на новую: $$ t = \phi(x) $$ $$ dt = \phi"(t) dt $$
После этого интеграл будет представлен в виде, который легко взять основными методами интегрирования: $$ \int f(\phi(x)) \cdot \phi"(x) dx = \int f(t)dt $$
Не нужно забывать также вернуть замененную переменную назад к $ x $.
Примеры решений
Пример 1 |
Найти неопределенный интеграл методом замены переменной: $$ \int e^{3x} dx $$ |
Решение |
Выполняем замену переменной в интеграле на $ t = 3x, dt = 3dx $: $$ \int e^{3x} dx = \int e^t \frac{dt}{3} = \frac{1}{3} \int e^t dt = $$ Интеграл экспоненты всё такой же по таблице интегрирования, хоть вместо $ x $ написано $ t $: $$ = \frac{1}{3} e^t + C = \frac{1}{3} e^{3x} + C $$ Если не получается решить свою задачу, то присылайте её к нам. Мы предоставим подробное решение. Вы сможете ознакомиться с ходом вычисления и почерпнуть информацию. Это поможет своевременно получить зачёт у преподавателя! |
Ответ |
$$ \int e^{3x} dx = \frac{1}{3} e^{3x} + C $$ |
Метод основан на следующей формуле: ò f(x)dx = ò f(j(t)) j`(t) dt, где x = j(t) - функция, дифференцируемая на рассматриваемом промежутке.
Доказательство. Найдем производные по переменной t от левой и правой частей формулы.
Отметим, что в левой части находится сложная функция, промежуточным аргументом которой является x = j(t). Поэтому, чтобы дифференцировать ее по t, сначала дифференцируем интеграл по x, а затем возмем производную от промежуточного аргумента по t.
(ò f(x)dx)` t = (ò f(x)dx)` x *x` t = f(x) j`(t)
Производная от правой части:
(ò f(j(t)) j`(t) dt)` t = f(j(t)) j`(t) = f(x) j`(t)
Так как эти производные равны, по следствию из теоремы Лагранжа левая и правая части доказываемой формулы отличаются на некоторую постоянную. Поскольку сами неопределенные интегралы определены с точностью до неопределенного постоянного слагаемого, то указанную постоянную в окончательной записи можно опустить. Доказано.
Удачная замена переменной позволяет упростить исходный интеграл, а в простейших случаях свести его к табличному. В применении этого метода различают методы линейной и нелинейной подстановки.
а) Метод линейной подстановки рассмотрим на примере.
Пример 1. . Пусть t = 1 – 2x, тогда
dx = d(½ - ½ t) = - ½ dt
Следует отметить, что новую переменную можно не выписывать явно. В таких случаях говорят о преобразовании функции под знаком дифференциала или о введении постоянных и переменных под знак дифференциала, - т.е. о неявной замене переменной .
Пример 2.
Например, найдем òcos(3x + 2)dx. По свойствам дифференциала
dx = (1/3)d(3x) = (1/3)d(3x + 2), тогда òcos(3x + 2)dx = ò(1/3)cos(3x + 2)d(3x +
+ 2) = (1/3)òcos(3x + 2)d(3x + 2) = (1/3)sin(3x + 2) + C.
В обоих рассмотренных примерах для нахождения интегралов была использована линейная подстановка t = kx + b (k ¹ 0).
В общем случае справедлива следующая теорема.
Теорема о линейной подстановке . Пусть F(х) - некоторая первообразная для функции f(х). Тогда òf(kx + b)dx = (1/k)F(kx + b) + C, где k и b - некоторые постоянные, k ¹ 0.
Доказательство.
По определению интеграла òf(kx + b)d(kx + b) = F(kx + b) + C. Ho
d(kx + b)= (kx + b)`dx = kdx. Вынесем постоянный множитель k за знак интеграла: kòf(kx + b)dx = F(kx + b) + C. Теперь можно разделить левую и правую части равенства на k и получить доказываемое утверждение с точностью до обозначения постоянного слагаемого.
Данная теорема утверждает, что если в определение интеграла ò f(x)dx = F(x) + C вместо аргумента х подставить выражение (kx + b), то это приведет к появлению дополнительного множителя 1/k перед первообразной.
С использованием доказанной теоремы решим следующие примеры.
Пример 3.
Найдем . Здесь kx + b = 3 – x, т.е. k = -1, b = 3. Тогда
Пример 4.
Найдем . Здесь kx + b = 4x + 3, т.е. k = 4, b = 3. Тогда
Пример 5.
Найдем . Здесь kx + b = -2x + 7, т.е. k = -2, b = 7. Тогда
.
Пример 6. Найдем . Здесь kx + b = 2x + 0, т.е. k = 2, b = 0.
.
Сравним полученный результат с примером 8, который был решен методом разложения. Решая эту же задачу другим методом, мы получили ответ . Сравним полученные результаты: . Таким образом, эти выражения отличаются друг от друга на постоянное слагаемое , т.е. полученные ответы не противоречат друг другу.
Пример 7. Найдем . Выделим в знаменателе полный квадрат.
В некоторых случаях замена переменной не сводит интеграл непосредственно к табличному, но может упростить решение, сделав возможным применение на последующем шаге метода разложения.
Пример 8. Например, найдем . Заменим t = x + 2, тогда dt = d(x + 2) = dx. Тогда
,
где С = С 1 – 6 (при подстановке вместо t выражения (x + 2) вместо первых двух слагаемых получим ½x 2 -2x – 6).
Пример 9. Найдем . Пусть t = 2x + 1, тогда dt = 2dx; dx = ½ dt; x = (t – 1)/2.
Подставим вместо t выражение (2x + 1), раскроем скобки и приведем подобные.
Отметим, что в процессе преобразований мы перешли к другому постоянному слагаемому, т.к. группу постоянных слагаемых в процессе преобразований можно было опустить.
б) Метод нелинейной подстановки рассмотрим на примере.
Пример 1. . Пусть t = - x 2 . Далее можно было бы выразить х через t, затем найти выражение для dx и реализовать замену переменной в искомом интеграле. Но в данном случае проще поступить по-другому. Найдем dt = d(-x 2) = -2xdx. Отметим, что выражение xdx является сомножителем подынтегрального выражения искомого интеграла. Выразим его из полученного равенства xdx = - ½ dt. Тогда
= ò (- ½)e t dt = (- ½)ò e t dt = (- ½)e t + C = (- ½) + C
Рассмотрим еще несколько примеров.
Пример 2. Найдем . Пусть t = 1 - x 2 . Тогда
Пример 3. Найдем . Пусть t = . Тогда
;
Пример 4. В случае нелинейной подстановки также бывает удобно использовать неявную замену переменной.
Например, найдем . Запишем xdx =
= (-1/4)d(3 - 2x 2) (неявно заменили переменной t = 3 - 2x 2). Тогда
Пример 5. Найдем . Здесь тоже введем переменную под знак дифференциала: (неявная замена t = 3 + 5x 3). Тогда
Пример 6. Найдем . Поскольку ,
Пример 7. Найдем . Поскольку , то
Рассмотрим несколько примеров, в которых возникает необходимость сочетать различные подстановки.
Пример 8.
Найдем . Пусть
t = 2x + 1, тогда x = (t – 1)/2; dx = ½ dt.
Пример 9.
Найдем . Пусть
t = x - 2, тогда x = t + 2; dx = dt.