Советский город Ирбит является одной из столиц мотоциклостроения, именно здесь производились «Днепры» и «Уралы», на которых выросло не одно поколение. Именно в Ирбите находится государственный музей мотоциклов, о котором и пойдет речь дальше.
Начинается экспозиция с различного рода значков, вымпелов и прочей исторической мелочи о мотоциклостроении.
Далее стоит Харлей-Дэвидсон WLA 1942 года. Легенда, что тут скажешь. А ведь всего 25 л.с. и 750 кубиков.
Рояль Энфилд J 1936 г. Его еще не начали подделывать в Индии, очень сильно напоминает поздние модели Нортон и Триумф.
НСУ-601 OSL 1942 г. На таком ездила немецкая разведка, о чем свидетельствует форма глушителя.
Рядом с НСУ стоит Цюндапп К-500, тот же класс и тот же престиж, однако уже с оппозитом.
А вот БМВ Р-12, предок «Уралов». 0.75 литра, также активно ездил во времена Второй Мировой.
Наконец-то главный экспонат музея, первенец, М-72. Именно с него все и начиналось.
Дальше идет прототип первого ирбитского мотоцикла, БМВ Р-71 1940 г. В 1941 их уже прекратили выпускать.
БМВ Р-75 1941 г. Выпускался специально под корпуса Роммеля. Привод на колесо коляски с блокировкой дифференциала, широкие колеса.
Советский М-52 с немецкой коляской «Штайр», выпускался с с 1954 по 1961 гг. Объем 494 кубика, рассчитан на одиночку.
А вот и первый «Урал» М-62 1960 г. 650 кубов.
Экспериментальный И-7Д 1951 г. с отключаемым приводом на колесо коляски и демультипликатором. Также имеет специальные ручки для вытаскивания его из болота и грязи. Хотели выпускать его для армии.
М-65 1966 г. тоже не дожил до серийного выпуска. Рычажная подвеска переднего колеса, капотировано все, что можно, имеется электростартер и гидравлический привод тормозов коляски и заднего колеса.
И, наконец, лучшая экспериментальная модель Ирбитского мотозавода – М-73 1980 г. 750 кубиков, 45 кобыл, электростартер, гидропривод тормозов, новые бак, сиденье, коляска и т. д.
ИМЗ 8-123 «Цирк». 650-кубовый мотор, 36 лошадей, дисковый передний тормоз, модные глушители, весь блестит.
Далее несколько интересных экземпляров: милицейский Урал и праворульный иностранный мотоцикл с двухместной коляской.
Ну и немного современности напоследок.
Самый лучший экспонат, по моему мнению, это мотоцикл с коляской для шоссейно-кольцевых гонок «Стрела-1» 1969 г. 650 кубов, 55 л.с., максимальная скорость — 150 км/ч. На таком уже нужно было одевать текстильные мотоперчатки. Красота!
Если будете проезжать мимо Ирбита, то обязательно посетите это замечательное место, вы останетесь довольно. Цены на вход достаточно демократичны. Конечно, это не кладбище раритетных автомобилей, и за фотосъемку придется немного доплатить, но оно того стоит.
Ирина
Хорошая коллекция, интересно было посмотреть, а что есть музей даже не слышала.
Виктор
Отличные раритеты, вот бы побывать в этом музее.
Михаил
Отличные были мотоциклы. Мне приходилось ездить на них. Силы и скорости в нём хоть отбавляй, не зря вместо цепного привода стоит кардан. Никакой цепной привод не выдержит такой силы, неопытному водиле не стоит садится за такую технику. Единственный недостаток — много потребляет бензина.